Рособрнадзор РФ анонсировал проведение осенью 2022 г. в 14 регионах общероссийского исследования качества общего образования по модели международного исследования качества PISA (Programme for International Student Assessment) несмотря на то, что участие России в проектах Организации экономического сотрудничества и развития приостановлено. В общероссийской оценке качества все модели заданий, форма проведения, расчеты результатов – соответствуют основному формату исследования PISA. Приоритеты непрерывности развития и прежний опыт участия российский школ в исследованиях качества образования PISA, PIRLS и TIMSS помогли определить модель и формат тестирования. В нем примут участие все российские регионы, а участники исследования получат дополнительные знания, аналитику и формирующий эффект к дальнейшему развитию.
«Мы продолжим проведение данного исследования, поскольку накопили достаточный потенциал для его реализации и без участия представителей международных организаций. Этот потенциал позволяет нам проводить само исследование, а также расчет итоговых результатов, сопоставимых с международными шкалами», – сообщила начальник управления оценки качества образования и контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти субъектов РФ Рособрнадзора Евгения Елисеева в ходе конференции по оценке качества образования, организованной ведомством и АО “Академия “Просвещение”. Также Рособрнадзор сообщает, что особенностью организации этого формата станет возможность проведения мероприятий по гибкому графику.
Такая модель позволяет использовать диагностический инструментарий программы вне цикла основного исследования, получая при этом сопоставимые данные с международной шкалой PISA предыдущего цикла. Исследование проводится среди 15-летних подростков в формате диагностических заданий по читательской грамотности, в том числе понимания и критической оценки смысла сложных текстов, математической, естественно-научной и компьютерной грамотности. Это тестирование проходит раз в три года и позволяет отслеживать изменения не только в результатах учащихся, но и в системах образования
В каждом регионе определен координатор общероссийской оценки. В Алтайском крае наш институт с опорой на прежний опыт продолжает выполнять эти задачи. Так, обучающиеся 5 образовательных организаций Алтайского края нынешней осенью примут участие в исследовании качества по модели PISA-2022. Среди них: МБОУ «Порошинская средняя общеобразовательная школа» Кытмановского района, МКОУ «Третьяковская средняя общеобразовательная школа» Третьяковского района, МБОУ Алтайская средняя общеобразовательная школа № 1 имени П. К. Коршунова Алтайского района, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа СОШ № 3» г. Новоалтайска, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №118» г. Барнаула.
Команда специалистов АИЦТиОКО организует эту оценочную процедуру в нашем регионе и помогает школьным координаторам пройти все этапы такой подготовки. «Наших участников детально информируют о задачах и возможностях развития по итогам исследования. Школьникам предлагаются конкретные ситуации, в которых потребуется разобраться, опираясь на знания в области русского языка, математики, физики, биологии, химии, географии. Такие замеры направлены на диагностику того, в какой мере каждый ученик ориентируется в предмете и готов применить полученные знания, навыки в жизненных условиях», – поясняет Карина Неупокоева – начальник отдела мониторинга и анализа системы образования КАУ ДПО «Алтайский институт цифровых технологий и оценки качества образования имени О.Р.Львова».
«Функциональная грамотность анализируется в трёх основных областях: математической, естественно-научной и читательской, но упор делается на то, как достигшие 15-летнего возраста ученики школ могут применять получаемые во время обучения знания в повседневных жизненных ситуациях для решения большого количества задач в разных сферах деятельности человека, включая финансовые достижения, социализацию и преодоление различных препятствий, – добавила Валентина Мишина – главный специалист отдела мониторинга и анализа системы образования КАУ ДПО «Алтайский институт цифровых технологий и оценки качества образования имени О.Р.Львова». Дополнительной темой исследования в 2022 году станет креативное мышление, проверяемое с помощью коллаборативных заданий.
Результаты мониторингов PISA, PIRLS и TIMSS формируют аналитику, как меняются успехи российских школьников в динамике и применяются для расчёта «средневзвешенного места России» – показателя, который отражает положение государства относительно других стран по качеству школьного образования среди других государств по уровню функциональной грамотности подростков м качеству школьного образования. Система перевода баллов, полученных участниками оценки по модели PISA, в итоговую шкалу исследования PISA позволяет сравнивать результаты с результатами других стран. Напомним, что одна из национальных целей развития нашей страны – “Вхождение Российской Федерации в топ‑10 стран мира по качеству общего образования к 2030 году.
Российская система школьного образования за время участия в сравнительных международных исследованиях с 2006 г., включая исследование PISA, PIRLS и TIMSS накопила большой массив доказательной аналитики, безусловно, обеспечивающей самодостаточность развития и функционирования отечественной системы оценки качества образования.