В Алтайском краевом педагогическом лицее прошёл открытый урок кибербезопасности в рамках проекта Цифровой Ликбез

КАУ ДПО "Алтайский институт цифровых технологий и оценки качества образования имени О.Р. Львова"

В Алтайском краевом педагогическом лицее прошёл открытый урок кибербезопасности в рамках проекта Цифровой Ликбез

На Уроке ученики 8 класса узнали о видах мошенничества с использованием дипфейк-технологий, доксинга и кражи аккаунтов. На занятии использовались анимационные обучающие материалы, подготовленные экспертами «Лаборатории Касперского».

Михаил Рязанов, директор Алтайского института цифровых технологий и оценки качества образования им. О.Р. Львова, эксперт по нейросетям и машинному обучению, кандидат технических наук,  рассказал учащимся роли искусственного интеллекта в дипфейк-технологиях. Лицеисты узнали, что технология Deepfake – это технология, которая позволяет с использованием машинного обучения создавать подделки изображений, видео- или аудиоданных с  использованием генеративно-состязательных нейронных сетей. Впервые такая нейросеть была создана в 2014 году студентом  Яном Гудфеллоу для разработчиков искусственного интеллекта, но технология быстро вышла за пределы узкого круга учёных. Михаил Анатольевич привел примеры, когда пользователи сталкиваются с онлайн-мошенничеством с применением технологии дипфейк. А также рассказал, как эту технологию используют в массовой культуре: от архитектуры до журналистики, в образовании и кинематографе.

Светлана Шефер, директор центра цифрового образования «IT.Куб.Барнаул», разобрала с учениками несколько типичных ситуаций мошенничества, связанных с технологией дипфейк. Злоумышленники могут выдавать себя за известных людей и использовать мошеннические схемы с целью выманить деньги или личные данные. Ребята привели примеры, когда в видео- или аудиосообщении пользователь может узнать своего знакомого и передать ему свои личные данные или денежные средства. Именно использование глубинных нейронных сетей помогает обработать большое количество данных: голосовых сообщений, например, видеозаписей с человеком, которого нужно имитировать.

Лицеисты обобщили для себя правила безопасности:

•  Если вы сомневаетесь в подлинности видео или фото, обратите внимание на качество изображения, цвет кожи или глаз, движения.

•  Внимательно прислушайтесь к качеству звука и речи на видео.

•  Не отвечайте на щедрые предложения с фото или видео известных вам людей или знакомых.

•  Установите антивирусное решение, которое сможет распознавать подделки.

«Проект „Цифровой ликбез“ позволяет детям, по своему укорененным в цифровом мире, освоить основные принципы безопасного пользования интернетом и уверенно чувствовать себя в интернет-пространстве», — пояснила Ольга Нагайцева, заместитель директора по информатизации Алтайского краевого педагогического лицея.

Справочно:
Официальный сайт проекта «Цифровой ликбез  https://digital-likbez.datalesson.ru/

Related Post

АИЦТиОКО приглашает провести тренировочное тестированиеАИЦТиОКО приглашает провести тренировочное тестирование

Алтайский институт цифровых технологий и оценки качества образования имени О. Р. Львова предлагает на договорной основе в феврале — мае 2025 г. провести тренировочное тестирование по диагностике уровня готовности обучающихся

Учителей информатики приглашают на Всероссийский съезд в образовательном центре «Сириус»Учителей информатики приглашают на Всероссийский съезд в образовательном центре «Сириус»

Всероссийский съезд учителей информатики пройдет с 26 по 28 августа. 🔷В ходе Съезда будут обсуждаться актуальные вопросы образования в области информатики, в том числе федеральные государственные стандарты и программы, итоговая

Виктория Нестерова, учитель истории из Алтайского края, стала полуфиналистом Всероссийского проекта «Классная тема!»Виктория Нестерова, учитель истории из Алтайского края, стала полуфиналистом Всероссийского проекта «Классная тема!»

Завершен Всероссийский отбор участников третьего сезона телешоу «Классная тема!». И определены 35 полуфиналистов, которые отправятся на съемки в Москву. Виктория Нестерова, учитель истории в Новоалтайской школе-интернате — в числе полуфиналистов