Михаил Рязанов, директор  Алтайского института цифровых технологий и оценки качества образования, ответил на вопросы новостного интернет-ресурса «Комсомольская Правда на Алтае».

КАУ ДПО "Алтайский институт цифровых технологий и оценки качества образования имени О.Р. Львова"

Михаил Рязанов, директор  Алтайского института цифровых технологий и оценки качества образования, ответил на вопросы новостного интернет-ресурса «Комсомольская Правда на Алтае».

Как подросткам избежать неприятностей в сети, зачем взламывают электронные журналы, кто прослушивает телефоны, какой новый безопасный мессенджер для школьников существует, и о многом другом рассказал Михаил Анатольевич в своем интервью.

– Михаил, насколько остро сегодня стоит проблема информационной безопасности детей?

– Рисков действительно много. При этом ограничивать детей в использовании гаджетов и новых технологий неправильно и бессмысленно. Мы должны принять тот факт, что живем в новой реальности и учесть те риски, которые она несет. В современных условиях главная задача – научиться соблюдать кибергигиену. Это должно стать таким же естественным явлением, как например, чистить зубы по утрам.

– В начале года Минцифры предложило обучать школьников кибербезопасности на уроках ОБЖ. В Алтайском крае этот вопрос рассматривался?

– На уроках ОБЖ у нас такого нет. Однако совместно с лабораторией Касперского мы начали проводить цифровые уроки по кибербезопасности. Планируем внедрить их на постоянной основе, чтобы максимально сократить риски, которым дети могут быть подвержены в интернете.

– Сейчас почти в каждой школе есть Wi-Fi. Интернет-запросы детей как-то фильтруются? Например, есть черный и белый список сайтов?

– Wi-Fi, который сейчас пришел в школы по нацпроекту, безопасен. За это отвечают специально обученные люди, которые пытаются максимально фильтровать контент. Но я не случайно говорю «пытаются», так как за негативным контентом порой стоят достаточно большие деньги, ресурсы и возможности. Борьба с этим идет постоянно: как только появляются новые средства атаки, в ответ придумываются новые способы защиты от них.

– На алтайские школы происходят такие атаки?

– На информационные системы крайобразования постоянно происходят кибератаки. Причем среди них есть очень серьезные, которые пытаются вывести из строя всю систему. Нередко случается и, так сказать, мелкое хулиганство. Например, попытки подбора логинов и паролей, например, от сетевых журналов.

– Это может быть делом рук самих учеников?

– Есть очень продвинутые школьники – настоящие подрастающие хакеры, которые пытаются продемонстрировать таким образом свои навыки. Также у нас в регионе были случаи, когда подростки, подглядев пароль у учителя, зашли в электронный сетевой журнал и наставили себе хороших оценок. Естественно, их потом разоблачили, но данный случай стал хорошим уроком, так как в ситуацию пришлось вмешиваться полиции. Даже попытка подбора пароля к государственным информационным системам может быть расценена как серьезный инцидент.

– Молодежь любит тусить в общественных местах с бесплатным Wi-Fi – парках, кафе, общественных пространствах. Может ли открытая сеть нести опасность?

– Конечно, может. Я бы посоветовал такими сетями в принципе не пользоваться. Мобильному интернету доверия все-таки больше, нежели открытому Wi-Fi, где никакой защиты никто не гарантирует. В общественных сетях ни в коем случае нельзя вводить номера своих банковских карт, паролей, а также оставлять о себе какую-либо информацию – номера телефонов, фото и т.д.. И вообще я призываю школьников выкладывать о себе в интернете как можно меньше личной информации. Запомните – все, что было выложено, в том или ином виде, сохраняется там навсегда. И этим могут воспользоваться злоумышленники.

– Учителя, классные руководители мониторят социальные сети своих учеников? Есть у них такая негласная обязанность?

– Мы ставим учителям задачу, чтобы они были в курсе, чем живут дети. Но в данном вопросе, я считаю, не нужно залазить на территорию ребенка, нарушать его личные границы, это неправильно. Нужно просто проявлять интерес и если вдруг появляются настораживающие сигналы, то сообщать нам об этом.

– Как считаете, нужно ли родителям помогать детям создавать их первый аккаунт в сети или это тоже нарушение личных границ?

– Это идеальный вариант. Создав ребенку аккаунт, вы, тем самым, повышаете уровень доверия между вами. А запрет – вовсе не гарантия того, что ваше чадо не зарегистрируется втихушку под каким-нибудь странным ником. Одобрив это решение, вы можете показать и рассказать, как добывать в соцсетях полезную информацию, какие сервисы там есть, как ими пользоваться, а также чего стоит опасаться. Кстати, с этого года в образовательных учреждениях появилась внутренний мессенджер «Моя школа», являющийся аналогом ВК, который мы сейчас активно развиваем.

– То есть в этом новом мессенджере присутствуют только школьники и учителя?

– Да, это чисто школьное пространство. В нем можно заводить классные или общешкольные чаты, учителя выкладывают на сервер домашнее задание, а для подготовки к урокам здесь есть много интересного и полезного контента. Сейчас мы пытаемся развивать эту сеть и призываем всех учителей и учеников пользоваться «Моей школой», так как это один из показателей развития региона цифровой зрелости.

– В эту сеть может проникнуть, так сказать, чужак?

– Стараниями государства мы стараемся сделать так, чтобы никаких злоумышленников там не оказалось.

– Есть ли у платного антивируса и VPN преимущества перед бесплатными?

– Я с наибольшим доверием отношусь все-таки к платным антивирусам. Поймите, бесплатных сервисов не бывает, они в любом случае на чем-то зарабатывают – на рекламе или, например, на продаже данных. Так, все социальные сети, поисковые системы тем или иным способом используют наши персональные данные – передают, продают, обмениваются и т.д. Это же касается и VPN. Платный сервис гарантирует собранность ваших персональных данных, а все бесплатные точно будут ими пользоваться в том или ином виде.

– Функции родительского контроля на мобильниках эффективны?

– Лично я ни одного хорошего кейса не встречал.

– У кого выше уровень защищенности – у Андроида или Apple ?

– Угрозы бывают разные. Например, если угроза связана с контентом, то без разницы какой у вас телефон. А вот что касаемо угроз, касающихся с безопасностью или кражей личных данных, то, конечно, Apple более защищен.

– Говорят, что при скачивании некоторых приложений телефон начинает автоматически прослушиваться…

– Уверяю, что телефон слушает вас постоянно… искусственной интеллект очень умный. Причем мы сами это разрешаем. Например, если при установке приложение запрашивает доступ к микрофону, а вы соглашаетесь, то вас автоматически начинают прослушивать. Но к этому, на мой взгляд, нужно относиться спокойно. Приложения ведущих корпораций вряд ли будут использовать ваши данные в пользу злоумышленников, хотя теоретически ничего исключать нельзя. Мы живем в такое время, когда вся информация о нас становится доступной. Даже, например, ели за одним компьютером сидят разные люди, то искусственной интеллект в считанные секунды распознает это, анализируется движение мышки, скорость нажатия клавиш, контент, которым вы интересуетесь.

– А по поводу веб-камер? Они тоже за нами следят?

– Конечно, такие риски есть. И было много кейсов, когда взламывали камеры разного вида. Но, с моей точки зрения, сейчас это делается с точки зрения получения прибыли. Просто так вас взламывать никто не будет, ведь для этого тоже необходимо затратить ресурсы и время.

– Дети часто используют простые пароли, это опасно?

– Надо для себя и ребенка разработать некую схему составления паролей. Это могут быть, например, первые буквы вашего любимого стихотворения. Личные данные – имя, дату рождения, никогда нельзя использовать для паролей. В них должны содержаться данные, никак не относящиеся к вам лично или к вашей жизни.

– Что делать, если родители заподозрили, что у ребенка в сети появились проблемы?

– Если вдруг у ребенка изменилось поведение, он прячет от вас мобильник, обращайтесь на горячую линию по телефону (3852)206-444. Мы примем все необходимые меры, обратимся в контролирующие службы и поможем решить проблему.

Related Post

Команда образовательной платформы Яндекс Учебник подготовила обновление личного кабинета учителяКоманда образовательной платформы Яндекс Учебник подготовила обновление личного кабинета учителя

Здесь педагоги  могут эффективно организовать подготовку учеников к ЕГЭ по информатике: теперь пользователи могут группировать учеников по целям и уровню знаний, создавать авторские подборки заданий и следить за статистикой успеваемости.

В рамках фестивальной научно-технологической недели АИЦТиОКО подвели итоги конкурса научных видеороликов.В рамках фестивальной научно-технологической недели АИЦТиОКО подвели итоги конкурса научных видеороликов.

Он проходил по номинациям «Научный флэшмоб» и «Твой океан науки» при активном участии образовательных учреждений Алтайского края. Профессионалы в сфере видеопроизводства и журналистики оценивали работы 43  номинантов конкурса. Победители и