На Уроке ученики 8 класса узнали о видах мошенничества с использованием дипфейк-технологий, доксинга и кражи аккаунтов. На занятии использовались анимационные обучающие материалы, подготовленные экспертами «Лаборатории Касперского».
Михаил Рязанов, директор Алтайского института цифровых технологий и оценки качества образования им. О.Р. Львова, эксперт по нейросетям и машинному обучению, кандидат технических наук, рассказал учащимся роли искусственного интеллекта в дипфейк-технологиях. Лицеисты узнали, что технология Deepfake – это технология, которая позволяет с использованием машинного обучения создавать подделки изображений, видео- или аудиоданных с использованием генеративно-состязательных нейронных сетей. Впервые такая нейросеть была создана в 2014 году студентом Яном Гудфеллоу для разработчиков искусственного интеллекта, но технология быстро вышла за пределы узкого круга учёных. Михаил Анатольевич привел примеры, когда пользователи сталкиваются с онлайн-мошенничеством с применением технологии дипфейк. А также рассказал, как эту технологию используют в массовой культуре: от архитектуры до журналистики, в образовании и кинематографе.
Светлана Шефер, директор центра цифрового образования «IT.Куб.Барнаул», разобрала с учениками несколько типичных ситуаций мошенничества, связанных с технологией дипфейк. Злоумышленники могут выдавать себя за известных людей и использовать мошеннические схемы с целью выманить деньги или личные данные. Ребята привели примеры, когда в видео- или аудиосообщении пользователь может узнать своего знакомого и передать ему свои личные данные или денежные средства. Именно использование глубинных нейронных сетей помогает обработать большое количество данных: голосовых сообщений, например, видеозаписей с человеком, которого нужно имитировать.
Лицеисты обобщили для себя правила безопасности:
• Если вы сомневаетесь в подлинности видео или фото, обратите внимание на качество изображения, цвет кожи или глаз, движения.
• Внимательно прислушайтесь к качеству звука и речи на видео.
• Не отвечайте на щедрые предложения с фото или видео известных вам людей или знакомых.
• Установите антивирусное решение, которое сможет распознавать подделки.
«Проект „Цифровой ликбез“ позволяет детям, по своему укорененным в цифровом мире, освоить основные принципы безопасного пользования интернетом и уверенно чувствовать себя в интернет-пространстве», — пояснила Ольга Нагайцева, заместитель директора по информатизации Алтайского краевого педагогического лицея.
Справочно:
Официальный сайт проекта «Цифровой ликбез https://digital-likbez.datalesson.ru/