В Алтайском краевом педагогическом лицее прошёл открытый урок кибербезопасности в рамках проекта Цифровой Ликбез

КАУ ДПО "Алтайский институт цифровых технологий и оценки качества образования имени О.Р. Львова"

В Алтайском краевом педагогическом лицее прошёл открытый урок кибербезопасности в рамках проекта Цифровой Ликбез

На Уроке ученики 8 класса узнали о видах мошенничества с использованием дипфейк-технологий, доксинга и кражи аккаунтов. На занятии использовались анимационные обучающие материалы, подготовленные экспертами «Лаборатории Касперского».

Михаил Рязанов, директор Алтайского института цифровых технологий и оценки качества образования им. О.Р. Львова, эксперт по нейросетям и машинному обучению, кандидат технических наук,  рассказал учащимся роли искусственного интеллекта в дипфейк-технологиях. Лицеисты узнали, что технология Deepfake – это технология, которая позволяет с использованием машинного обучения создавать подделки изображений, видео- или аудиоданных с  использованием генеративно-состязательных нейронных сетей. Впервые такая нейросеть была создана в 2014 году студентом  Яном Гудфеллоу для разработчиков искусственного интеллекта, но технология быстро вышла за пределы узкого круга учёных. Михаил Анатольевич привел примеры, когда пользователи сталкиваются с онлайн-мошенничеством с применением технологии дипфейк. А также рассказал, как эту технологию используют в массовой культуре: от архитектуры до журналистики, в образовании и кинематографе.

Светлана Шефер, директор центра цифрового образования «IT.Куб.Барнаул», разобрала с учениками несколько типичных ситуаций мошенничества, связанных с технологией дипфейк. Злоумышленники могут выдавать себя за известных людей и использовать мошеннические схемы с целью выманить деньги или личные данные. Ребята привели примеры, когда в видео- или аудиосообщении пользователь может узнать своего знакомого и передать ему свои личные данные или денежные средства. Именно использование глубинных нейронных сетей помогает обработать большое количество данных: голосовых сообщений, например, видеозаписей с человеком, которого нужно имитировать.

Лицеисты обобщили для себя правила безопасности:

•  Если вы сомневаетесь в подлинности видео или фото, обратите внимание на качество изображения, цвет кожи или глаз, движения.

•  Внимательно прислушайтесь к качеству звука и речи на видео.

•  Не отвечайте на щедрые предложения с фото или видео известных вам людей или знакомых.

•  Установите антивирусное решение, которое сможет распознавать подделки.

«Проект „Цифровой ликбез“ позволяет детям, по своему укорененным в цифровом мире, освоить основные принципы безопасного пользования интернетом и уверенно чувствовать себя в интернет-пространстве», — пояснила Ольга Нагайцева, заместитель директора по информатизации Алтайского краевого педагогического лицея.

Справочно:
Официальный сайт проекта «Цифровой ликбез  https://digital-likbez.datalesson.ru/

Related Post

Стартовали уроки проекта «Цифровой ликбез»Стартовали уроки проекта «Цифровой ликбез»

«Цифровой ликбез» — это просветительский проект, который поможет повысить цифровую грамотность и узнать больше о кибербезопасности в сети. С  21 октября по 24 ноября пройдет урок «Простая электронная подпись в

Яндекс приглашает учащихся 6-11 классов освоить олимпиадное программирование в новом учебном годуЯндекс приглашает учащихся 6-11 классов освоить олимпиадное программирование в новом учебном году

В новом учебном году у школьников 6–11-х классов, интересующихся информационными технологиями, появляется новая возможность подготовиться к олимпиадам по программированию. В ходе обучения пройдут обучающие практикумы, чтобы познакомиться с алгоритмами разного уровня